• Диктор стадиона зенит. ФК "Зенит": уволенный диктор стадиона "Петровский" нарушал правила аккредитации на матчах. «друзья смеются: оказывается, выпиваешь только на«петровском»

    За 5 лет дикторства пропустил лишь 2 матча

    Это стало ритуалом каждого матча «Зенита» на «Петровском». «Болельщики «Зенита»! Поддержим любимую команду!» - призывает диктор, артист театра «Балтийский дом» Константин АНИСИМОВ. - «Номер 16, Вячеслав...» - «Малафеев!» - ревут секторы. «Номер 10, Андрей...» - «Аршавин!!!» Кажется, так было всегда...

    Как вы оказались в дикторской кабине «Петровского»?

    Сперва я поработал диктором на стадионе «Коломяги-спорт», где в 2002 году выступал дубль «Зенита», - пригласили мои одноклассники, которые работали в администрации арены. А весной 2003-го мне позвонили из руководства «Зенита»: предложили стать «голосом» стадиона «Петровский». В тот сезон наша команда завоевала серебро. С тех пор я занят и в театре, и на стадионе. И за эти пять лет пропустил лишь два матча - один в 2003-м и другой в 2004-м.

    Недавно руководство «Балтийского дома» и футбольного клуба «Зенит» пришли к соглашению относительно вашей занятости: спектакли с матчами разведены по времени. Но прежде они наверняка совпадали по срокам. Как удавалось быть одновременно и на сцене, и на стадионе?

    Последние три-четыре сезона руководство клуба и театра договаривались. А раньше приходилось выкручиваться самому. Помню, однажды в день матча «Зенита» я играл Лаэрта в «Гамлете». Спектакль очень длинный, начинался в шесть вечера. К счастью, во втором акте, который шел почти два часа, мой герой не задействован - а «Балтийский дом» находится в пяти минутах езды от «Петровского». Я примчался на стадион, отработал матч и успел вернуться к третьему акту...

    Как родилась идея переклички секторов перед игрой? Находка потрясающая...

    Придумал я. Не знаю, есть ли что-нибудь подобное на других стадионах в России. Но в Питере идея, которой пошел второй год, прижилась. Я этому рад. А уж когда «Зенит» выигрывает, то испытываю двойное, если не тройное, удовольствие...

    В первый же сезон вашего дикторства «Зенит» завоевал серебро. В прошлом чемпионате - золото. Да и большинство домашних матчей- при вашем непосредственном участии - сине-бело-голубые не проигрывают. Вас талисманом команды не считают?

    Даже не знаю.

    А с кем-нибудь из игроков «Зенита» подружились?

    Не настолько, чтобы семьями пойти в кино или в кафе. Но с некоторыми зенитовцами у меня сложились теплые отношения - с Вячеславом Малафеевым, Александром Горшковым, Владиславом Радимовым. Можем поболтать, выпить чашечку кофе. Я в этих ребятах уверен - если мне что-нибудь понадобится, они не подведут.

    Можно ли из дикторской кабины предсказать результат матча - по тому, как футболисты выходят на поле?

    Только по этому - нет, а по первым 15 минутам - пожалуй. Возможно, это интуиция или свойство актерской профессии - накапливать информацию, которую несут зрительные образы. Мне известны мимика, лица игроков, я могу догадаться, в каком настроении футболисты выходят на поле... Теперь, впрочем, все команды перед игрой «заряжены» оптимистично - и демонстрируют очень добротный футбол. Но я считаю, что в России «Зенит» всех сильнее.

    И ваш прогноз...

    Если «Зенит» и не удержит чемпионство, то войдет в тройку призеров - наверняка. Не вижу ничего, что могло бы этому помешать. И в Кубке УЕФА, надеюсь, сине-бело-голубые одолеют «Байер» - за счет слаженности командных взаимодействий, которыми команда Дика Адвокаата напоминает мне немецкую футбольную «машину»: футболисты все время в движении, никакой статичности, мяч не задерживается ни у кого. Здорово играют!

    Беседовал Борис Оськин

    Фото Льва МЕЛЬНИКОВА

    Кстати

    Отец Константина Анисимова, заслуженный артист России Александр Анисимов, в 1968 году снимался в фильме «Удар! Еще удар!»: играл роль футболиста Карла Ранке из немецкой команды, который корчился на поле, симулируя тяжелую травму, а также «заработал» пенальти и удаление нашего игрока. Всю съемочную группу и, естественно, отца тренировал тогдашний наставник «Зенита» Аркадий Алов. И вот когда Анисимов-старший впервые взял будущего футбольного диктора на стадион, «Зенит» играл с ташкентским «Пахтакором». И проиграл. После матча зенитовцы пригласили артистов в свой автобус - и Константин Анисимов запомнил на всю жизнь, как разъяренные болельщики забрасывали этот автобус чем ни попадя...

    Константин Анисимов в интервью сайт объяснил своюпозицию в связи со скандалом вокруг его отстранения от работы на матчах«Зенита».

    «ДИКТОР ГРУБО НАРУШИЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

    Голос диктора «Петровского» КонстантинаАнисимова давно сталнеотъемлемым атрибутом домашних матчей «Зенита» – с 2003 года. Иногда онпропускал матчи, но крайне редко, когда никак не получалось совместить график«Зенита» с графиком работы в театре «Балтийский дом», где Анисимов играет с1987 года. Поэтому завсегдатаи стадиона не очень удивились, когда «голос«Петровского» пропал в конце прошлого года. Теперь выяснилось, что пропалнасовсем.

    Анисимова уволили, причем, как это бывает в петербургскомклубе, уволили со скандалом. Как рассказал он сам, причиной стала сцена,которую ему устроил прямо во время матча Лиги чемпионов с «Валенсией»генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов. Руководителю «Зенита» крайнене понравилось, что Анисимов привел на работу своего сына и его приятеля.

    После громких откровений Анисимова «Зениту» потребовалоськак-то снизить репутационные потери, и 22 февраля пресс-служба клуба, вероятно, согласовав позицию с самим Митрофановым, выпустила поясняющийтекст, который вы на сайт.

    «ЧТО НАРУШИЛ – ДЛЯ МЕНЯ ЗАГАДКА»

    Корреспондент сайт связался с Анисимовым, чтобыузнать, как он отнесся к объяснениям клуба.

    – «Прикрылся детьми», «звездная болезнь» и «нарушениерегламента», – повторяет Анисимов. – Даже немного смешно. По-моему, когда СашаКержаков и Андрей Аршавин уходили, не было такого шума, сколько из-за моего какбы ухода.

    Что касается регламента: друзья, во-первых, нигде незаписано правило, что дети работников мероприятий не могут их посещать. Онипомешали проведению матча? Помешали работникам УЕФА? Кстати, сидели они именнос нашими ребятами, которые обслуживают матчи УЕФА – в соседнем помещении, не вдикторской кабине. Выглядит так, будто я оправдываюсь – я совершенно не хочуоправдываться, я констатирую факт. Если я что-то нарушил – есть же на этотслучай служба безопасности. Что, детей до матча никто не видел? Почему ихпропустили через три кордона, если это нарушение? Я всегда, на протяжении всейжизни своего сына, его проводил, и не было никаких вопросов! Мало того, на этомматче с «Валенсией» стюарды на входе даже позвонили и спросили: «Можно пройтиАнисимову с детьми?» Видимо, им ответили, что можно.

    – Еще цитата: «если бы желание Анисимовапровести детей было озвучено заранее, клуб, без сомнения, удовлетворил бызапрос».
    – А раньше я как проходил? Зачем мне спрашивать? Мне даже вголову не приходило – летом мой ребенок сидел на свободных местах на трибуне,не раз сидел в детском секторе. Я не раз проводил на матчи детей из беднейшихсемей, которые не могут себе позволить прийти на стадион по билету. Не разпроводил детей из детдомов. Только чтобы этот несчастный ребенок побывал наматче.

    Что касается звездной болезни – это смешно. Я понимаю, втеатре я еще мог бы заболеть звездной болезнью, а в футболе уже сколько лет нехочу выходить на церемонии к полю – меня часто просят, я отказываюсь. Пустьсчитают, что звездная болезнь. Вот пункт о непрофессионализ ме для менязагадка. Что это значит? Мой непрофессионализ м как диктора? Друзья,скажите об этом раньше. Почему нужно в середине второго тайма врываться ихамским образом вырывать меня из-за рабочего стола?

    – В «Зените» утверждают, что никто вас невырывал – что вы сами систематически покидаете рабочее место.
    – Как правило, протокольную часть я зачитываю из дикторскойбудки. В ней действительно никто не имеет права находиться, хотя заходят всекому не лень, между прочим. Сам матч я веду с трибуны, с кольца «Петровского»,даже если очень холодно. Потому что я как болельщик «Зенита» хочу слышатьдыхание стадиона и вместе с ним гнать команду вперед. Это все знают. Напротяжении последних пяти-семи лет я матч веду со стадиона. «Гол! Гол! Гол!» якричу с верхнего кольца «Петровского», дохожу до фанатских трибун, почти додевятого сектора (части центральной трибуны напротив комментаторских кабин, –прим. ред.). Никогда не было вопросов. Там же, где чай, кофе для прессы, мыпостоянно встречались с Максимом Львовичем (Митрофановым, – прим. ред.),здоровались, беседовали. Куда я уходил? Что я нарушил? Это для меня загадка.

    «ДРУЗЬЯ СМЕЮТСЯ: ОКАЗЫВАЕТСЯ, ВЫПИВАЕШЬ ТОЛЬКО НА«ПЕТРОВСКОМ»!

    – Кроме того, вас обвинили всистематических нарушениях режима. Не уточняя, что имеется в виду.
    – Предполагаю, речь об алкоголе? О ведении матча валкогольном опьянении? Кстати, хочу поблагодарить главу пресс-службы ДмитрияЦиммермана, что в комментарии про звездную болезнь, непрофессионализ м ичто я прикрываюсь детьми, этот пункт изъяли. Он был накануне в реплике ЖанныДембо (заместителя гендиректора «Зенита» по связям с общественностью, – прим.ред.). Это настолько смешно! Мне звонят знакомые и говорят: «Костя! Почему ты снами отказываешься выпивать? Все мы про тебя поняли. Оказывается, ты пьешьтолько на «Петровском»!» Вместе хохотали над этим.

    Самое главное: они говорят – я прикрываюсь детьми. Я неприкрываюсь, я рассказываю, как было, констатирую факт. Если не ошибаюсь, вэтих числах, в ноябре, у Максима Львовича родился ребенок. Мне потом объясняли:«Вот Максим Львович и перенервничал, эмоционально себя повел, Костя, не обращайвнимания». Я никем не прикрываюсь. Любой отец на моем месте ответил бы то жесамое: нельзя так по-хамски себя вести, мы все-таки культурные люди.

    Хотите уволить – увольте до матча. Пригласите, поговорите.Можно много версий придумать. Но не сваливать на детей. А теперь «Зенит» меняобвиняет, что я прикрываюсь детьми. Мне бы сказали заранее – я бы купил имбилеты, и они бы сидели у меня на трибуне. Никаких проблем. Дело не в детях. Ямогу понять, что предшествовало страшному, необъяснимому поведению МаксимаЛьвовича Митрофанова.

    – То есть, это лишь повод, а причинавашего отстранения не связана с этой историей?
    – По большому счету, думаю, что так. Боюсь, мне ещепридется рассказать чуть больше, если продолжатся нападки. Чтобы моя семья жиласпокойно, а все, кто меня уважают и любят – или не любят – узнали, как делообстоит на самом деле. Это связано уже непосредственно с моей работой диктора.А то, что написано в заявлении пресс-службы – такая чепуха! Еще раз спасибо,что хотя бы убрали из текста «систематическое нарушение режима». Но мнекажется, продолжение следует.

    «С ЭТИМИ РЕБЯТАМИ БОЛЬШЕ В ФУТБОЛ НЕ ИГРАЮ»

    – Вы же понимаете, что у них из-за васпроблемы. Им надо как-то оправдывать руководство.
    – Отлично понимаю, но не я это начал. Я позвонил толькоЖанне Дембо две недели назад попросить сделать мне договор, чтобы расставитьточки над i, попрощаться, и все. Мне говорят: у тебя договор до 1 декабря. Яотвечаю, что нет – до 1 июня. Мне сказали, что они не делают уведомления обувольнении, хотя в договоре написано: за три дня до матча.

    После этого звонка и началось. Все начали писать обо мне,звонить – газеты, телевидение, с «Матч ТВ» позвонили. Это не я шум поднял. Всяистория случилась 24 ноября. Я уж и забыл о ней. Алексей Петров (главапресс-службы «Петровского», который теперь будет выполнять функции диктора, –прим. ред.) меня подменял и до этого. Он замечательно работает, у негозамечательный голос, и мне он не раз помогал и подсказывал ударения, например.Этот выбор только приветствую и желаю ему удачи.

    Ни разу не было, чтобы я сорвал матч или не пришел на матч,не предупредив. Всегда была связь с Алексеем Петровым, с Владимиром Литвиновым(управляющим директором «Петровского», – прим. ред.) и даже Максимом ЛьвовичемМитрофановым. Всегда все решалось в рабочем режиме. Я столько временипроработал диктором, что мне уже предлагают книгу написать – 14 сезоноввсе-таки.

    – Вы ведь работаете дольше, чем всенынешнее зенитовское руководство – приходили при гендиректоре Илье Черкасове?
    – Да. Брали меня совершенно другие люди. Черкасов, потомПоваренкин… Начинал я вообще, когда Мутко еще руководил клубом. Он как разуходил – меня брали Мутко и Черкасов. Потом пришел Максим Львович, и у меня допоры, до времени были с ним абсолютно нормальные отношения, пока он не доросуже до такого положения, когда достучаться до него невозможно. Кроме парыпросьб насчет повышения заработной платы я больше ничего не просил, никуда невылезал, никаких статей про себя не заказывал – такая вот звездная болезнь.

    Я не оправдываюсь, только констатирую факт, что так нельзяобращаться с человеком, кто бы это ни был. Что ж, директору все дозволено?Махать руками, ногами, кричать, шуметь, выгонять? У меня была надежда напримирение… Вдруг, думаю, бывает, повздорили. Но штука в чем: какой генеральныйдиректор признает, что был неправ? Когда и где такое бывало? Что поделать –буду теперь кричать «гол», когда по телевизору «Зенит» показывают.

    – Вернуться не надеетесь? На новыйстадион – там, говорят, акустика будет потрясающая.
    – При этом руководстве – нет. Я не хочу с ними иметь ничегообщего. С этими ребятами больше играть в футбол не буду. Еще раз: все бы прошлогладко, никто бы и не заметил моего увольнения – матчей-то до конца сезонаосталось… У меня большущая работа в театре, юбилей грядет в мае – «Зенит»,видите, меня уже поздравил с наступающим пятидесятилетием. Первый подарокполучил.

    – Не все болельщики знают, что выдиктором только подрабатываете, а вообще профессиональный актер с огромнымстажем. Какие у вас ближайшие спектакли?
    – «Мадам Бовари», «Сон в летнюю ночь», «Деревья умираютстоя», «Жизнь Ильи Ильича» – я играю большие интересные роли, работаю винтереснейшем театре, которому отдал около 30 лет. В этом году театр празднует80-летие, 22 мая у меня юбилей, и для меня делают замечательный спектакль«Шерлок Холмс».

    Стадион «Петровский» потерял голос. Известный диктор - актер Константин Анисимов за 14 лет работы без преувеличения стал настоящим символом арены. Все это время ему удавалось совмещать съемки в кино, игру в театре и работу комментатором.

    Болельщики говорят, что не представляют матчи петербургской команды без его голоса. Но Константин Анисимов не падает духом, говорит, что место для футбола в его жизни будет всегда. Анисимов официального уведомления о расторжении контракта еще не получал.

    Артем Шарипов, корреспондент: «На новый стадион «Зенит» переедет с другим голосом. Константин Анисмов так и останется в истории диктором стадиона «Петровский». Знаменитый актер больше не работает в клубе. «Зенит» разорвал с ним отношения. И все. Знаменитый голос затих, но скандал, связанный с увольнением, никак не утихает».

    - «Зенит»! «Зенит»! Молодец, Константин Анисимов, актер «БалтДома». Как он работает на стадионе, а!

    Комментатор Орлов хвалит последнюю дикторскую экспрессию Константина Анисимова. В ноябрьский лигочемпионовский вечер жарко не только на поле. Над полем тоже разгораются страсти. На 66-й минуте матча голос «Петровского» неожиданно выталкивают в коридор арены.

    Константин Анисимов, актер: «Сзади, со спины. Я даже не видел со спины, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно со мной». «Ты больше не работаешь». Все».

    Крест на любимом деле поставили из-за сына и его друга, которых Константин Анисимов провел в помещение рядом с комментаторской, тоже священное, как заявили в клубе, место. Актер нарушил правила аккредитации.

    Дмитрий Циммерман, руководитель пресс-службы ФК «Зенит»: «Эти дети нарушали спокойствие и рабочую атмосферу. За это он был отстранен. Вернее, договор с ним был не был продлен, он работал в клубе на договоре».

    Константин Анисимов, актер: «Какой бы ни был человек, нельзя так втаптывать, уничтожать, во время работы, когда трансляция. А если б я был не в себе, а если б мне плохо стало?»

    Переход в «Зенит» из стана заклятых соперников «Динамо» - Жиркова и Кокорина - вызвал меньше эмоций, чем уход Анисимова. В главной футбольной программе России в первый чемпионский сезон отметили, что с него в Петербурге начинается футбол.

    Следующий сезон стал бы юбилейным. Анисимов проработал 14 сезонов, объявлял состав в Манчестере в победном финале Кубка УЕФА и в Монако, когда взяли Суперкубок Европы. Коллега по сцене - народный артист Иван Краско написал в Законодательное собрание и Валентине Матвиенко в Совет Федерации с просьбой заступиться за знаменитого диктора.

    Иван Краско, народный артист России: «Когда Костя кричит: «Гоооол!!!», я радуюсь вместе с ним, думаю, молодец, он сжигает стадион! Он зажигает весь стадион».

    Выражаясь языком испанского футбола, «Эль скандаль» привлек трибуны: болельщики составили петицию с требованием вернуть актера на игры команды.

    Максим Бигонь, болельщик: «По-другому не могли никак отреагировать. Все недовольны, все хотят, чтобы его вернули. У кого ни спрашивал, все против и считают, что это просто оскорбительно для болельщика убрать Анисимова с его должности».

    Мало кто верит, что «Зенит» пойдет на попятную. Руководство самого богатого и успешного клуба страны принимает такие решение обычно взвешенно. Команда с большими европейскими амбициями — это прежде всего бизнес, не склонный к излишним сантиментам.

    Алексей Игонин, бывший капитан ФК «Зенит»: «Со стороны футбольного клуба «Зенит» это бизнес. Наверное, нельзя нарушать некие правила, и их устанавливает не только клуб. Напрямую это было высказано, я знал об этом до того, как это было описано в СМИ. Мне кажется, что здесь все логично, и тот шум, который происходит вокруг этой ситуации, только помешал примирению, которое возможно было бы на начальном стадии».

    Анисимову уже подыскали замену. Новым старым голосом «Зенита» станет Алексей Петров.

    Алексей Петров, руководитель медиаслужбы стадиона «Петровский»: «Для меня это не новость. Я был диктором стадиона «Петровский» с 97-го по 2002 годы и приходилось мне и Костю несколько раз заменять. Это не новый вызов судьбы».

    Анисимов олицетворяет эпоху, когда «Зенит» был романтичным и доморощенным клубом. А его уход может быть символом того, что клуб окончательно перестал быть прежним. И только количество болельщиков на трибунах покажет правильность этих перемен, которые, к слову, принесли команде первую звезду за пять чемпионств.

    Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.

    Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.

    Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»:

    «24 ноября матч «Зенит» - «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».

    Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.

    Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.

    Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.

    Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.

    И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
    Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.

    Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».

    Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».

    Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.

    И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.

    Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне... Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».

    Диктор стадиона «Санкт-Петербург»: «Я такой же болельщик "Зенита", как все. Только с микрофоном»

    Во время встречи Лиги Европы с «Вардаром» корреспондент наблюдал за работой диктора арены «Санкт-Петербург» Константина Анисимова.

    Футбол вместо доктора Ватсона

    В свое время на «Петровский» в день домашнего матча «Зенита» актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов приходил не позднее, чем за полтора часа до стартового свистка.

    – На «Санкт-Петербург» бывает и за три приезжаю, – рассказывает Анисимов, когда «Вардар» и «Зенит» вышли погулять по газону. – А сегодня и вовсе еще в 11:00 тут был.

    – Зачем так рано?

    Действительно в этот момент я ловлю себя на мысли, что голос Анисимова звучит в двух местах одновременно: рядом со мной и из динамиков арены. Содержание при этом – разное.

    – За то, что могу не бегать каждые пять минут к микрофону, надо нашим звукооператорам сказать спасибо, – продолжает Константин. – Правда, я все равно здесь. Мало ли что случится. Тогда в любой момент прочитаю эти объявления вживую. Их же огромное количество. Но сделано все грамотно. Хотя не уверен, что озвучивать рекламу – это мое. Выйди, послушай. Я в этом смысле в ужасе от себя. Мне кажется, только всех раздражаю.

    – А как быть, если у вас вечером спектакль?

    – С театром все улажено и договорено. «Зенит» прислал в дирекцию письмо с графиком домашних игр и просьбой по возможности в эти дни меня в спектаклях не задействовать. Вот прямо сейчас, например, идет «Шерлок Холмс», где играю доктора Ватсона. А я, как видишь, здесь. Замену, к слову, нашел себе сам. Договорился с человеком, согласовал с руководством. Оно, надо сказать, удивилось: мол, ты же только про субботы-воскресенья говорил. Пришлось объяснять про четверги в Лиге Европы. И потом, все равно молодым надо давать дорогу. В театре – не на футболе, – с улыбкой спешит уточнить актер, он же диктор.

    Как выяснилось, к матчами Анисимов готовится не менее тщательно, чем к спектаклям.

    – Тут много разных помещений – есть где речь разработать, прочитать заранее нужный текст. А бывает, просто отворачиваюсь от микрофона и произношу скороговорки. «Санкт-Петербург» – это ведь такая громадина, не хочется потом во время матча ошибаться. Тьфу-тьфу-тьфу, в последнее время оговорок не было, – продолжает Константин.

    И тут же признается, что всякое случалось. Например, на последнем мачте «Зенит» – «Спартак», когда хозяева забили пятый мяч, он на радостях сказал, что счет 5:0, а не 5:1. Или авторство гола приписал Дриусси вместо Ригони. Но тут же исправился.

    – Поверь, ошибся не специально – не всегда все четко видно на поле, – объясняет Анисимов.

    «Помогите запустить волну»

    В чем тут фокус, стало ясно чуть позже. Когда в дикторскую принесли стартовые протоколы, Анисимов сразу принялся проговаривать все фамилии, включая судей.

    – Официальную часть я всегда начинаю здесь, за столиком. А потом… Скоро сам все увидишь, – обещает Константин.

    Знакомое «Говорит арена «Санкт-Петербург» Анисимов произносит уже стоя. В таком же положении объявляет составы. Чуть выделяет «А-а-р-р-тем» и через паузу после болельщиков «Дзюба»!

    – Ну что, приглашаю? – у кого-то невидимого по спецсвязи спрашивает диктор, имея в виду следующую коронную фразу «На поле приглашаются…».

    И вскоре после этого выскакивает из закрытого помещения на стилобат чаши между верхним и нижним ярусами трибун.

    Уже отсюда с радиомикрофоном в руках начинает привычную перекличку секторов. При этом полное ощущение, что Анисимов обращается буквально к каждому. Впрочем, он и правда по очереди поворачивается ко всем трибунам, которые «заводит».

    – Если нет отдачи, зачем этим заниматься? Да я и сам «завожусь» от этого, – говорит Константин уже по ходу первого тайма. Он по-прежнему стоит на стилобате. И внимательно наблюдает за игрой. Вдруг гол – надо же увидеть, кто забил!

    К слову, последний ряд нижнего яруса оказался прямо под нами.

    – Люди иногда даже просят волну помочь запустить. Но неудобно как-то, – поясняет диктор.

    Самое тяжелое – минуты молчания

    Глядя на поле, он рассказывает, что в его работе самое тяжелое. Это минуты молчания.

    – Сам всегда очень переживаю. А когда самолет разбился по пути из Египта в Питер, совсем кошмар был, – вспоминает Анисимов. – Вообще в моем деле очень многое от доверия зависит. Я ведь много импровизирую. В прошлое воскресенье вместо «гол-гол-гол» кричал «Дзюба-Дзюба-Дзюба». Когда чувствую, что нужен, гораздо лучше получается. Спасибо Сергею Фурсенко, президенту «Зенита», – позвал работать и на эту арену.

    Но вот Полоз открывает счет. Анисимов мгновенно срывается с места, кричит все же «гол-гол-гол» и на всякий случай бежит обратно за стекло, чтобы официально уточнить, кто именно автор мяча.

    Затем возвращается, очень переживает за нереализованный Дзюбой пенальти («Эх, Артем, Артем»). А позже отмечает гол Ригони в такой позе, будто забил его сам.

    Свой среди своих

    В перерыве можно перевести дух, попить чайку. В начале второго тайма мы снова на ногах на стилобате. Смотрим, как «Зенит» атакует ворота, за которыми вираж.

    – Мне тоже хочется покричать «оле-оле-оле», попеть. Я ведь, по сути, такой же болельщик, как и все здесь. Только у меня микрофон, – признается Анисимов.

    И рассказывает, что в его работе самое приятное. Это реагировать на голы и победы «Зенита».

    – По «Петровскому» не скучаете? – спрашиваю, когда на поле не так напряженно.

    – Мне новая арена очень нравится. На въезде в город такая грандиозная архитектура. Украшение Петербурга. А народу сколько! Знакомые теперь говорят: им в голову не приходило, что на футболе может быть так круто, – отвечает Константин.

    Ближе к концу матча работы у него становится больше. Начинаются замены, надо объявлять из-за столика. Равно как и количество зрителей – 38 196. «Спасибо за поддержку», – звучит как всегда душевно. А вот имя автора гола в ворота «Зенита» – куда равнодушнее.

    Раздается финальный свисток. Анисимов приглашает всех на следующий матч – с «Уралом». Мы прощаемся. Но ненадолго. Ведь игра с клубом из Екатеринбурга 2 декабря.

    – А все же жаль, что в конце нам забили, – бросает на прощанье диктор арены «Санкт-Петербург».