• Облигации государственного займа выпускаются целью. Что такое ОФЗ (облигации федерального займа). На кого оформлялись государственные облигации внутреннего выигрышного займа

    В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.

    Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.

    Облигация 1936 года на сумму 10 рублей

    Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.

    Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.

    Существовали займы нескольких типов:

    Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.

    Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.

    Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.

    Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.

    Годы НЭПа

    Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.

    С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.

    Индустриализация

    С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.

    С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.

    В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.

    Облигации военного времени

    С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.


    Облигация военного займа 1944 года

    Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.

    Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.

    Восстановление народного хозяйства

    С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.


    Облигация 2% займа 1948 года

    В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.

    С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.


    Облигация 1952 года на сумму 500 рублей

    Последние займы СССР

    В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.

    Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.

    Займы современной России

    Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.


    Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей

    В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.

    С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.

    Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.

    Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:

    Год Название займа Тип Срок Общая сумма Примечание
    1922 Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 8 месяцев 10 млн пудов ржи
    1922 Государственный 6% выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 10 лет 100 млн. р.
    1923 Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 100 млн пудов ржи
    1923 Государственный краткосрочный сахарный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 1 млн пудов сахара-рафинада
    1924 8% внутренний золотой заём выигрышный 6 лет 100 млн. р.
    1924 Второй государственный выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 5 лет 100 млн. р.
    1924 Крестьянский выигрышный заём 5-процентно-выигрышный 1 год 9 мес. 50 млн. р. Частично перевыпущен в 1925 году
    1925 Государственный краткосрочный 5% внутренний заём 5-процентный 1 год 10 млн. р.
    1925 Государственный внутренний заём хозяйственного восстановления процентный 4,5 года 300 млн. р. Серии В и Г выпущены в 1926 году
    1925 Второй крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 2 года 100 млн. р.
    1926 Второй государственный 8% внутренний заём 8-процентный 5 лет 100 млн. р.
    1926 выигрышный 5 лет 30 млн. р.
    1927 Государственный внутренний 10% выигрышный заём 10-процентно-выигрышный 8 лет 100 млн. р.
    1927 Третий государственный 8% внутренний заём 8-процентный 10 лет 200 млн. р.
    1927 Третий крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 3 года 25 млн. р.
    1927 Государственный внутренний 12% заём 12-процентный 10 лет 200 млн. р.
    1927 Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 6-процентно-выигрышный 10 лет 200 млн. р.
    1928 Государственный внутренний выигрышный заем укрепления крестьянского хозяйства 6-процентно-выигрышный 3 года 100 млн. р.
    1928 Второй государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 10 лет 50 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
    1928 Государственный внутренний 11% заём 11-процентный 10 лет 300 млн. р.
    1928 Четвертый государственный 8% внутренний заём 8-процентный 15 лет 400 млн. р.
    1929 Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 750 млн. р. Выпуск дополнен на 250 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
    1929 Государственный внутренний заём выигрышный 5 лет 125 млн. р.
    1930 Государственный внутренний 9% выигрышный заём процентно-выигрышный 10 лет 50 млн. р.
    1930 Государственный внутренний выигрышный заём «Пятилетка в четыре года» два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 1,2 млрд. р. На облигации этого типа с добавлением доплатных талонов обменивались облигации 6% займа 1927 года, укрепления крест. хоз. 1928 года и второго займа индустриализации 1928 года
    1931 Государственный внутренний заём «Пятилетка в четыре года» 10 лет 1,6 млрд. р.
    1932 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 100 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей в 1933 году с новой датой
    1932 Государственный внутренний заём четвертого завершающего года пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,2 млрд. р.
    1933 три варианта: выигрышный, 7-процентный и 10-процентный 10 лет 3 млрд. р.
    1934 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
    1935 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 300 млн. р.
    1935 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 8-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
    1936 Государственный внутренний заём второй пятилетки 20 лет 4 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации "Пятилетка в четыре года", "Четвёртого завершающего года пятилетки" и "Заём второй пятилетки" 1930-1935 годов
    1937 Государственный внутренний заем укрепления обороны СССР два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 4 млрд. р.
    1938 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет 600 млн. р. Перевыпускался дополнительно в 1939, 1940 и 1946 годах. На облигации этого займа были заменены ранее не погашенные облигации выигрышных займов 1929, 1932 и 1935 годов и 9% займа 1930 года.
    1938 два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 5,9 млрд. р.
    1939 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 6 млрд. р.
    1940 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 8 млрд. р.
    1941 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 9,5 млрд. р.
    1942 Государственный военный заём 20 лет 10 млрд. р. Процентный выпущен в феврале 1943
    1943 Второй государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 12 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1944
    1944 Третий государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1945
    1945 Четвёртый государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1946
    1946 выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
    1947 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
    1947 Государственный 3% внутренний выигрышный заем два варианта: выигрышный и 3-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации выигрышного займа 1938 года по курсу 3:1
    1948 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
    1947 Государственный 2% заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 5:1
    1949 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
    1950 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
    1951 выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1952 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1953 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1954 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1955 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1956 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1957 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
    1966 Государственный 3-процентный внутренний выигрышный заём 3-процентно-выигрышный 20 лет Не выплачен полностью из-за распада СССР
    1982 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет Не выплачен полностью, конвертирован в заём РФ 1992 года, а заем деноминирован в заём 1998 года, выплаты по которому завершены в 2005

    Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.

    Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

    Что это такое?

    Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

    Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

    Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

    Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

    • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
    • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
    • регуляция денежной массы у населения.

    К негативным моментам можно отнести:

    • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
    • увеличение суммарного долга страны;
    • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

    Виды

    Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

    В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

    Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

    Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

    Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

    По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

    Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

    • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
    • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
    • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

    В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

    Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

    Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

    Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

    Видео: Обзор облигация 100 рублей

    Государственные займы и ценные бумаги

    Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

    Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

    Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

    Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

    Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

    Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

    Облигации и векселя

    Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

    Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

    • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
    • целевыми, для определенных проектов.

    Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

    Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

    Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

    Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

    При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

    Эмиссия

    Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

    Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

    Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

    Рыночные и нерыночные

    Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

    Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

    В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

    Залоговые и беззалоговые

    Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

    Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

    Выплаты

    Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

    • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
    • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
    • целевые или беспроцентные;
    • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

    Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

    Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

    Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

    Управление

    Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

    Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

    Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

    Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

    • выплаты по внешним и внутренним займам;
    • отчисления по кредитам;
    • гарантийные обязательства;
    • выработка условий и размещение новых займов;
    • смена текущих условий по займу на более выгодные.

    Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

    В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

    • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
    • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
    • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

    В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

    Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

    Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:

    Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

    Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

    Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.



    Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.

    Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.

    За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.

    В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.

    Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.

    К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).

    Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.

    Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.

    Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

    Золотые сертификаты

    Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.

    Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

    Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.

    На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

    Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

    В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

    Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".

    Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.

    Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.

    Заемщики, работающие в реальном или финансовом секторе, активно используют такой инструмент, как размещение на финансовом рынке ценных бумаг. Такой вид мобилизации денежных средств во многом выигрывает перед обычными банковскими кредитами, а в чем именно – можно узнать из данной статьи.

    Что это

    Облигационный заем представляет собой ссуду, которая выдается в виде выпуска заемщиком облигации.

    Облигация, в свою очередь, — это ценная бумага, подтверждающая право ее владельца на получение от выпустившей ее стороны номинальной стоимости облигации или другого имущества в равном количестве.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Передача денег осуществляется в установленный ценной бумагой срок.

    Облигационные займы обладают рядом преимуществ для стороны-эмитента:

    • возможность получения внушительного объема денежных средств и реализации масштабных инвестиционных проектов без риска вторжения инвесторов (в роли которых выступают держатели ценных бумаг) в управление финансово-хозяйственной деятельностью;
    • возможность накопления денежных средств, направляемых от частных инвесторов, а также получения финансовых ресурсов от юрлиц на довольно продолжительный период времени и на выигрышных условиях с учетом сложившейся на финансовом рынке экономической обстановки.

    Преимущества облигационного заема перед оформлением кредита:

    • облигационный заем выходит дешевле;
    • сроки привлечения инвестиций превосходят сроки выдачи кредита;
    • не нужно предоставлять залог;
    • низкая степень зависимости от кредитора, обусловленная вовлечением широкого круга инвесторов;
    • возможность аккумулирования значительной суммы инвестиций.

    Виды

    На сегодняшний день экономистами выделено три типа облигационных займов. Первый вид – коммерческий облигационный заем, который представляет собой ценные бумаги, выпущенные организациями, корпорациями и другими юрлицами для дальнейшего финансового обеспечения собственной деятельности.

    На практике коммерческий облигационный заем – это долгосрочный кредитный инструмент, срок погашения которого может превышать один год.

    Коммерческий облигационный займ может предоставляться без обеспечения, т. е. предполагает право требования и не привлекает залогового имущества или поручителей.

    Распространены и займы такого типа, которые обеспечиваются залогом – например, каким-либо имуществом.

    Существует еще два типа облигационных займов – государственные и муниципальные. В данном случае заемщиком выступает Российская Федерация, либо один из ее субъектов, а заимодателем – граждане или юридические лица. Такой вид заемных обязательств носит добровольный характер.

    Предоставление государственных или муниципальных облигационных займов способствует решению федеральными или региональными властями ряда важнейших оперативных и долгосрочных задач.

    По сроку

    Облигационные займы разделяются по срокам предоставления на несколько категорий: срочные, среднесрочные и долгосрочные.

    Срок формирования облигационного займа зависит от требуемого объема подготовительных мероприятий и юридических схем выпуска и размещения ценных бумах, оформления поручителей и т. д.

    Среднесрочные

    Среднесрочные облигационные займы имеют срок погашения от одного года до пяти лет (ноты). Такие ценные бумаги считаются купонными.

    Проценты чаще всего выплачиваются два раза в год. Срок обращения таких ценных бумаг может превышать пять лет и достигать десяти лет.

    Среднесрочные облигационные займы пользуются немалым спросом у портфельных паевых инвестиционных фондов.

    Это объясняется широким охватом сроков покрытия долга, так как удается достичь оптимального баланса между краткосрочными облигациями (особенно это касается государственных облигаций) и большой доходностью долгосрочных финансовых инструментов.

    Среднесрочные государственные облигационные займы иногда называют нотами.

    Эмитируются они сроком до десяти лет и представляют собой купонные бездокументарные бумаги, размещаемые выпусками.

    В Российской Федерации первым типом среднесрочных государственных ценных бумаг стали облигации федерального заема с переменным купоном (ОФЗ ПК).

    Долгосрочные

    Долгосрочные облигационные заемы имеют срок обращения до двадцати-тридцати лет.

    Долгосрочные государственные облигации называются векселями. Это ценные бумаги, выпускаемые государством со сроком погашения от пяти до тридцати лет.

    В США такие ценные бумаги считаются самыми надежными, так как в роли их гаранта выступает правительство. Можно привести еще один термин касаемо долгосрочных облигаций – бонд. Это так же ценная бумага со сроком погашения в несколько лет.

    Государственные облигационные займы

    Государственные облигационные займы – это ценные бумаги, выпускаемые правительством какого-либо государства (соответственно, государство и является эмитентом таких облигаций) на установленный период времени и с определенной доходность по ним.

    Данный тип ценных бумаг характерен для Советского Союза, где облигации эмитировались не столько в финансовом выражении, сколько в натуральном.

    Это связано с тем, что деньги считались пережитком капитализма, а при коммунизме перед правительством были поставлены другие цели и задачи.

    Таким образом, в стране были широко распространены сахарные, хлебные и другие займы.

    Вообще облигации государственного займа по своей природе мало чем отличаются от современных государственных облигаций.

    Отличие состоит лишь в том, что во многих странах на сегодняшний день такие финансовые инструменты уже не применяются (особенно это характерно для государств, находящихся в сложной или переменчивой экономической ситуации).

    Муниципальные

    Договор муниципального заема заключается посредством покупки инвестором эмитированных муниципальных облигаций или других ценных бумаг, реализующих право инвестора на получение от заемщика переданных ему взаймы финансовых средств и определенных процентов.

    Муниципальные облигации подразделяются на две категории: ценные бумаги общего покрытия и целевые облигации. Первый тип обеспечивается всем бюджетом, либо его долей, а также собственным имуществом стороны-эмитента.

    Такие облигации не носят целевого инвестиционного характера и направлены на восполнение дефицита в бюджете и обеспечение текущих задач.

    Подобный тип ценных бумаг имеет родственные черты с государственными краткосрочными займами и реализуется по специальным налаженным схемам. Интерес субъектов к такому финансовому инструменту становится все более выраженным.

    Целевые облигационные заемы занимают лидирующую позицию по количеству эмитированных ценных бумаг.

    Такие облигации выпускаются под реализацию определенного инвестиционного проекта и погашаются в большинстве случаев полученной выручкой.

    Довольно распространены такие целевые муниципальные заемы, как муниципальный жилищный займ. Выглядит это следующим образом: жилищное строительство реализуется за счет аккумулирования средств населения путем выпуска муниципальных ценных бумаг.

    К основным задачам такого типа займов можно отнести:

    • поиск новых возможностей для улучшения жилищных условий граждан;
    • совершенствование механизмов долгосрочного и надежного инвестирования в жилищное строительство;
    • улучшение качества жилищного строительства;
    • снижение стоимости строительства и цен на жилье.

    Коммерческие

    Коммерческий облигационный заем представляет собой ценную бумагу, которая выпускается организациями, корпорациями и другими юридическими лицами с целью дальнейшего финансового обеспечения собственной деятельности.

    Сроки погашения коммерческих облигаций варьируются и составляют один год и более.

    Такой долгосрочный финансовый инструмент может быть обеспечен залоговым имуществом, иногда подобные облигации предоставляются и без обеспечения.

    Внутренние

    Внутренний облигационный займ представляет собой долговое обязательство в форме ценной бумаги, эмитированной на внутренний рынок.

    Ранее внутренние облигационные займы строго соответствовали принятым в мировой практике способам выпуска таких типов займов.

    Главной отличительной чертой новых ценных бумаг стало то, что они не выпускаются свободно на рынок, а распределяются между российскими компаниями – клиентами Внешэкономбанка.

    Облигации внешнего облигационного займа

    Согласно приказу Минфина РФ от 11.09.2013 г. №235 выпуск такого типа ценный бумаг начался в 2013 году.

    Эмиссия внешних облигаций осуществляется в максимально допустимых пределах государственного долга, обозначенного Законом о федеральном бюджете на 2013-2015 г.г.

    В качестве эмитента от имени России выступает Минфин.

    Такие облигации представляют собой государственные ценные бумаги и выпускаются в документарной форме. Облигации внешнего облигационного заема подлежат централизованному хранению. Их держатели могут получать номинальную стоимость и начисляемые проценты.

    Общий объем выпуска таких облигаций составляет полтора миллиарда долларов США.

    Ценные бумаги выпущены в количестве 7500 единиц. Номинальная стоимость одной облигации составляет двести тысяч долларов США.

    Потенциальными держателями финансового инструмента являются граждане и юрлица, резиденты и нерезиденты.

    Ценные бумаги размещаются в виде закрытой подписки и могут быть предъявлены к досрочному погашению в случаях, обозначенных глобальными сертификатами, оформляющими эмиссию таких облигаций.

    Преимущества и недостатки

    Облигационный заем как инструмент привлечения финансовых средств обладает рядом преимуществ:

    • возможность привлечения финансовых средств и осуществления крупных инвестиционных проектов без риска вмешательства владельцев облигаций (инвесторов) в управление предприятия;
    • эмитент самостоятельно обозначает параметры облигационного заема, а именно: объем выпуска, процентные ставки, сроки, условия обращения и погашения и т. д.;
    • возможность накопления финансовых средств, предоставляемых частными инвесторами, и мобилизации денежных ресурсов юрлиц на длительный срок и на выгодных условиях;
    • оптимальное сочетание степени доходности для инвесторов и объема затрат для стороны-эмитента на выпуск и обслуживание заема;
    • совершенствование взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности стороны-эмитента.

    Несмотря на все преимущества облигационного заема, следует учитывать, что это довольно жесткое долговое обязательство.

    Осуществляя выпуск облигаций, эмитент подвергается определенным рискам, сопряженным с возможной безуспешностью сего мероприятия.

    Таким образом, сам факт выпуска облигации еще не является гарантией ее размещения на обозначенных эмитентом условиях.

    Облигационный займ как источник финансирования

    В развитых государствах роль облигационных займов как источника финансирования инвестиционных проектов очень велика. За последнее десятилетие 20 века в экономически развитых странах более 50% частных инвестиций приходилось на выпуск облигаций, в то время как для выпуска акций этот показатель составил всего 5%.

    При выпуске облигаций подробно описываются права и обязанности держателей и эмитентов, так как нормативно-правовые акты большинства государств не в полном объеме регламентируют процедуру выпуска и размещения таких ценных бумаг.

    Главным ограничивающим фактором при выпуске облигаций является размер собственности.

    Среди достоинств облигаций как источника финансирования следует выделить:

    • возможность привлечения более крупного заема по сравнению с обычным кредитом;
    • вовлечение средств как банковского сектора, так и других участников финансового рынка;
    • привлечение мелких кредиторов в силу небольшой стоимости облигаций;
    • возможность продления сроков погашения;
    • во многих странах разрешено относить расходы на обслуживание облигационных заемов на себестоимость продукции, что позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль;
    • выпуск облигаций выходит дешевле эмиссии акций;
    • облигационные заемы привлекательны для определенной группы инвесторов из-за их низкой рискованности.

    Выпуск

    Выпуск облигационного займа позволяет наилучшим образом удовлетворить средне- и долгосрочные планы развития предприятия и открывает новые возможности привлечения финансовых средств на выгодных условиях.

    Это объясняется повышением узнаваемости корпорации и, как следствие, – привлечением интереса со стороны инвесторов.

    Условие выпуска облигационного займа – это специальное положение в соглашении об эмиссии ценной бумаги. Существуют позитивные и негативные условия выпуска.

    Позитивное условие требует определенных действий, негативное ограничивает их. Доля облигационного займа, выпускаемого отдельными эмиссиями, называется траншем.

    Размещение и покупка

    Облигационные займы размещают на первичном рынке, где и происходит продажа ценных бумаг.

    Если ценные бумаги проданы, они могут быть пущены в оборот на вторичном рынке. Реализация облигаций на «вторичке» объясняет главное достоинство таких ценных бумаг – их ликвидность.

    В соответствии с действующим законодательством РФ первичное размещение облигационных займов может составлять от трех месяцев до одного года.

    Облигации федерального займа (ОФЗ).

    Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

    Основные виды государственных ценных бумаг

    Государственным внутренним долгом являются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут быть в виде кредитов, получаемых правительством РФ, в виде государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств.

    Основными видами государственных ЦБ являются:

    · Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

    · Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ;

    · Облигации Федеральных займов (ОФЗ);

    · Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ).

    Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - ЦБ РФ. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

    Сделки с облигациями могут проводиться только на ММВБ. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

    Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. В настоящее время существует 12 выпусков со сроком погашения до 2004г. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал. Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

    Выпущены в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

    ОВВЗ могут спокойно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.